Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования дорожно-транспортных происшествий, где был поврежден автотранспорт, где пострадали водитель, пешеходы, пассажиры служит экспертиза ДТП, которую в разных случаях обыватели по разному называют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Однако ни одно из этих названий дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и точным наименованием.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) в настоящее время остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор факторов.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза получила это уникальное название более семи лет назад, основная масса практикующих следователей, адвокатов, юристов, судей все также назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс экспертиз, не определяя точного вида экспертизы.

В результате столь абстрактного и общего определения данной экспертизы, в нашей практике довольно таки часто всплывают ситуации, когда в адрес какой-либо экспертной организации, где присутствуют вроде бы как «автоэксперты» (оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы дела, для исполнения которых требуются специальные познания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (полотна дороги, дорожных знаков, дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки).

И тогда возникает некрасивая ситуация, в результате которой материалы дела возвращаются в следственные или судебные инстанции без должного исполнения, в результате чего сроки дела не выдерживаются по причине грамотности указанных выше участников следственного процесса.

Основные задачи и цели судебной дорожно-транспортной экспертизы:

• обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, участка дороги за пределами дорожного полотна, обочин;

• состояние дорожного полотна в месте происшествия, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности водителя;

• установление возможности необходимого восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения происшествия;

• установление значений параметров и коэффициентов, характеризующих передвижение автомобиля и иных участников на месте происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспортных средств и прочих объектов по полотну автомобильной дороги;

Установление обстоятельств, связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению происшествия: отсутствие дорожных знаков, неправильная разметка дороги, неверное расположение дорожных указателей, неблагоустроенность дороги и прочие отрицательные условия ситуации.

При назначении судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы эксперту требуется предоставлять материалы административного, гражданского, уголовного дела, которые относятся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу необходимо знать, что для исследования необходимо полное изучение всего имеющегося комплекса информации о происшествии.